Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ 17.3.2004 №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации") при достижении договоренности между работником и работодателем трудовой договор… может быть расторгнут в любое время и срок, определенный сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника».

Это общепринятая и юридическая и судебная практика.

Но мы не являемся ее сторонниками. И не согласны с тем, как Суд толкует ст. 78 ТК РФ.

Представьте, работник и работодатель 1 марта с.г. заключают  соглашение о расторжении трудового договора 25 апреля с.г. А 20 марта работник решает уволиться по собственному желанию. Вправе ли он это сделать?

Если следовать позиции Пленума ВС, то «аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника». Т.е., во-первых,  уйти досрочно работник по своей инициативе не вправе; во-вторых, он не вправе по своему желанию изменить основание увольнения – со ст. 78 на ст. 80 ТК РФ (с увольнения по соглашению сторон на увольнение по собственному желанию).

Но Трудовой кодекс РФ подобной нормы не содержит! В нем не сказано, что заключение соглашения о расторжении трудового договора влечет отмену права работника уволиться по собственному желанию. В кодексе не сказано, что в случае заключения соглашения о расторжении трудового договора перестают действовать другие статьи об основаниях увольнения. Это ухудшает положение работника, что не допустимо.

Поэтому мы считаем противозаконным применение высказанной позиции суда на практике. И самими судами, и юристами, и кадровиками. Постановление Пленума Верховного суда даже не является нормативным актом. Почему же многие применяют его вместо кодекса и настаивают, что работник не вправе в одностороннем порядке отказаться от выполнения условий соглашения о расторжении трудового договора и уволиться по собственному желанию до истечения срока, указанного в соглашении.

Некоторые юристы утверждают, что правовая природа договора вообще предполагает, что он заключается и расторгается при взаимном волеизъявлении, а не в одностороннем порядке. На то он и договор. Что ж, справедливо. Но, как правило, для гражданско-правовых договоров. Изучение Трудового кодекса позволяет сделать вывод о том, что природа собственно трудового договора немного отличается. Он может расторгаться в одностороннем порядке при определенных оговоренных законом условиях. И к документам, вроде соглашения или дополнения к трудовому договору, это также имеет отношение.

Работодателям покажется такое положение дел несправедливым, а существование ст. 78 бессмысленным. Но давайте посмотрим на ту же статью и то же мнение Суда глазами работодателя. Представьте, работодатель 1 марта с.г. заключают соглашение о расторжении трудового договора 25 апреля с.г. 20 марта работник приходит на работу в состоянии алкогольного опьянения и устраивает пьяный дебош. Или другой вариант. С самого 1 марта, зная что изменение основания увольнения в одностороннем порядке по мнению Суда невозможно, работник начинает регулярно прогуливать, не исполнять свои трудовые обязанности и т.д. Работодатель в этом случае будет в восторге от разъяснения Пленума? Вряд ли. Он захочет, чтоб заключение соглашения не препятствовало увольнению работника по ст. 81 ТК РФ.

"Источник: “Электронная библиотека “Пакет Кадровика” - http://www.kadrovik-praktik.ru  "