Сбор  и проверка рекомендаций,  является одним из наиболее популярных и востребованных методов оценки кандидатов.  Сразу хочу обратить внимание,  на  одно неписаное правило рекрутера, никогда нельзя запрашивать рекомендации в компанию, где кандидат продолжает работать, т.к. Вы рискуете получить неадекватную характеристику, а также доставить массу неприятностей соискателю. И как следствие, серьезный кандидат откажется с Вами в дальнейшем работать, и , есть вероятность, что данный инцидент,  может неблагоприятно  отразиться на  реноме вашего  агентства.  Проверка должна осуществляться после уведомления об этом кандидата и с его согласия (  в соответствии с действующим законодательством).
Итак, рекомендации бывают 2-х видов : письменные и устные.
В письменной форме рекомендации ( рекомендательное письмо) берет сам кандидат с предыдущих мест работы.  Довольно часто, сами кандидаты и пишут на себя  рекомендательные письма, естественно, приукрашивая действительность, указывая на свои сильные стороны и умалчивая о недостатках., а затем уже руководитель подписывает, либо внося кооректировки, либо оставляя  письмо без изменений. И вообще, неизвестно,  то ли это подпись непосредственного руководителя или это  просто закорючка, а печать удалось достать, пользуясь личными связи в бухгалтерии. Кроме того, при составлении рекомендательного письма,  используются стандартные фразы: « зарекомендовал себя как ответственный и инициативный сотрудник»,  « в коллективе пользовался уважением» и т.д. И ни слова о причиинах увольнения такого ценного сотрудника. Во многих компаниях, к примеру, принято давать хвалебные рекомендации при увольнении. Так что объективность и достоверность здесь под большим вопросом.
Теперь, что касается устных рекомендаций. Их, как правило, получают по телефону, очень редко — при личной встрече. От соискателя нужно получить Ф.И.О., должность, контактный телефон лица, которое может  его порекомендовать. Отказ или обеспокоенность кандидата  - это тревожный сигнал.  Иногда кандидаты ссылаются на то, что все руководители  перешли на другую работу, связи с ними нет и т.д. Очень, странно, если не существует никого кто бы мог охарактеризовать специалиста. Скорее всего, соискатель не уверен, что рекомендации будут благоприятными.
Проверяя рекомендации, следует убедиться в компетентности рекомендателя. Рекомендателями должны выступать непосредственный руководитель или же руководители смежных поздразделений, с которыми кандидат тесно сотрудничал.  Поэтому,  в идеале, на  бухгалтера  рекомендации дает гл.бухгалтер, на менеджера по продажам — руководитель (начальник) отдела продаж и т.д. Очень странно, когда  в качестве  рекомендателя,  менеджер  по продажам  указывает главного бухгалтера. Скорее всего, они  состоят в приятельских отношениях.
Необходимо, также составить список вопросов, которые будут заданы рекомендателю. Вот лишь некоторые из них ( возможны и другие варианты вопросов, все зависит от специфики вакансии):
1    Как давно Вы знаете господина …....?
2. Как Вы можете охарактеризовать своего сотрудника......?
3.  Как долго он работал в вашей компании и какие обязанности выполнял?
4. Какие сильные  и слабые стороны  кандидата  вы могли бы выделить?
5. С какой работой он справлялся лучше всего? А какие задания ему лучше не поручать?
6.  По какой причине он ушел из Вашей компании?
7.  Взяли бы Вы его еще раз на работу,  если б представился такой случай?
8. Кто бы еще, по Вашему мнению, мог бы порекомендовать кандидата?

Практика  показывает, не стоит особенно полагаться на хорошую характеристику, а также прекращать работу с соискателем на основании первых негативных отзывов. Иногда, руководители, когда хотят избавиться от сотрудника — дают ему великолепную характеристику, а когда  же  расстаются с ценным сотрудником, то на него выливают все свое недовольство, т.к. не смогли его удержать. И уж точно  данный руководитель не будет заинтересован содействовать такому сотруднику в трудоустройстве.  Поэтому рекомендации  необходимо брать, не менее чем у двух человек с каждого места работы. Это выступит некой гарантией объективности  и достоверности информации.
Надеюсь, что эти простые советы помогут Вам  и принесут некоторую практическую пользу при сборе и проверке рекомендаций.


Источник: Олифирова Ирина Александровна, Дон-Профи