Притча о богаче и Лазаре

Автор заранее просит прощения у людей духовной жизни за светскую интерпретацию текста Священного писания.

Итак: «Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! ... между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения.» (Лк. 16: 19-31).

Маленькое расследование

Если задуматься о причине смерти Лазаря, то самым очевидным представляется истощение. Даже если причиной стала болезнь, описанная в притче, то голод ускорил ее течение. Однако этот человек оказался в нужное время в нужном месте. В самый тяжелый период своей жизни он лежал у ворот того, кто гарантированно имел самое главное — еду. Почему же помощь он так и не получил?

Действительно ли богач был богат? В тексте упоминается виссон. Это ткань, из которой «изготавливались одежды первосвященников, царей, фараонов, в них одевались центурионы и патриции, в него заворачивали мумии фараонов» (ru.wikipedia.org). Сомневаться в богатстве этого человека не приходится, равно как и в изобилии еды, поскольку в притче говорится не о трапезе, а о ежедневных блистательных пирах.

Возможным объяснением могла бы послужить неприязнь богача к нищему, но тогда почему Лазаря просто не прогнали?

Эксперимент

Вероятнее всего, разгадка кроется в том, что богач попросту не замечал Лазаря. Лазарь попадал в поле его зрения, поскольку не один день находился «у ворот», но своим видом не мог изменить привычное течение мысли богача.

Однако мы не можем сказать, что богач был озабочен только собой и не замечал окружающих людей в принципе. Находясь в мучениях, богач абсолютно бескорыстно заботится о своих братьях, прося Авраама предупредить их. Тогда возникает вопрос, по какому признаку богач разделил людей, замечая одних и игнорируя других?

Давайте проведем эксперимент и предположим, что Лазарь как две капли воды похож на друга детства богача. Пусть умозрительно, но шансы быть замеченным вырастают. Лазарь становится как бы частью жизни богача, рождает в нем дорогие сердцу воспоминания. Богач смотрел бы на него с таким же вниманием, как мы смотрим на экран во время просмотра кино. При этом сам Лазарь интересовал бы его так же, как нас интересует средство воспроизведения любимого фильма.

Соль

Богач видит окружающих искренне и с любовью, но не полностью. Он замечает в них только то, что касается его самого, например, воспоминания детства. Он любит в окружающих частицу себя, отводя личности и потребностям другого человека второстепенную роль.

История из жизни

Из рассказа бывшего менеджера по продажам: «Работая в отделе продаж, я не поладил с менеджером по маркетингу. Раз мы поругались, то я считал своим долгом демонстративно не замечать этого человека. Как-то мы шли по коридору на встречу друг другу и вдруг она, глядя мне в глаза улыбнулась. Но я выстоял и сохранил стеклянный взгляд. При очередной встрече все повторилось. Я начал задумываться, но „крепкий орешек“ по прежнему оставался моим кредо. После третьей улыбки адресованной мне лично я понял две вещи: во-первых, она хороший и, даже, удивительный человек; во-вторых, какой же я придурок!»

Та девушка вышла за пределы своих переживаний и увидела в другом человеке другого человека. Она проголосовала не за себя и против него, а за себя и за него.

Мать Тереза как-то сказала: «Если будут проводиться два марша, один за мир, а другой против войны, я пойду на тот, что за мир». Вероятно потому, что она была способна заметить мир вокруг себя. И мир ответил ей взаимностью. Для миллионов людей она стала «звездой».

 Автор К. Дубровин